Основные термины в автозвуке

Основные понятия:
«А» — «ампер», единица измерения тока. Обычно имеется в виду положительный ток, т.е. ток,
идущий от положительно заряженного потенциала к отрицательно заряженному
потенциалу. Электроны в контуре движутся в направлении, противоположном
направлению тока.

«В» — «Вольт», единица измерения напряжения. Напряжение не «движется», оно
просто существует или не существует как единица измерения (так же как
километры, например).

«DC» — постоянный ток. Это тип контура, в котором ток течет в одном
направлении и, следовательно, важно знать, где находятся положительный и
отрицательный потенциалы. Например, машины оборудованы 12В DC системами и
важно следить, какие провода подключены к +12В аккумулятора и какие
«заземлены», т.е. подключены к — клемме. На практике аккумуляторы обычно
имеют напряжение несколько выше 12В, а также система зарядки может выдавать
напряжение до 14,5В при работающем двигателе.

«АС» — переменный ток. Это тип контура, в котором вольтовый потенциал
меняется и, следовательно, ток идет в обоих направлениях. В таком контуре
обычно не обязательно отслеживать «положительные» и «отрицательные» провода
и, следовательно, вы можете воткнуть вилку в розетку «наоборот» и прибор
будет работать. Динамики в аудиосистеме потребляют АС. В некоторых
ситуациях важно понимать, какой провод «положителен» и какой «отрицателен»
(хотя здесь эти термины не являются технически правильными). Примеры будут
приведены ниже. Напряжение АС контура обычно дается в RMS (root mean square)
вольтах, что для синусоидальных волн является пиковым напряжением, разделенным
на квадратный корень из двух.

«W» — ватт, единица измерения электрической мощности. Один ватт равняется
одному вольту, умноженному на один ампер, или одному джоулю энергии в
секунду. В DC контуре мощность вычисляется путем умножения вольт на
ток (P=V x I). В АС контуре RMS мощность вычисляется путем умножения
RMS вольтажа на RMS ток (Prms=Vrms x Irms).

«Гц» — Герц, единица измерения частоты. Один герц равен одному циклу в
секунду, где цикл — расстояние между одинаковыми позициями волны (например,
между двумя пиками). Частота может описывать как електрические контуры,
так и звуковые волны, а иногда и то, и другое одновременно. Например, если
электрический сигнал в контуре динамика совершает тысячу циклов в
секунду (1000Гц или 1кГц), то динамик будет резонировать с частотой 1кГц,
создавая звуковую волну в 1кГц. Человеческое ухо воспринимает частоты
«от двадцати до двадцати», или от 20Гц до 20 кГц, немногим меньше 10 октав.

«дБ» — децибел, единица измерения акустической мощности. Дб всегда
измеряются по отношению к чему-либо. Формула вычисления Дб Р=10^(Дб/10),
что можно переписать как Дб=10log(Р). Например, для увеличения громкости
системы на 3Дб по сравнению с имеющейся, электрическая мощность должна
быть увеличена в 10^(3/10)=10^0.3=2 раза. И наоборот, если вы утроите
вашу мощность (скажем, с 20 до 60 Вт) и хотите знать изменение в Дб, то
оно будет равно Дб=10log(60/20)=4.77 (увеличение громкости на 4.77 Дб).
Если вы знаете логарифмы, то вы знаете, что отрицательные числа просто
изменят полученный результат на такой же, но со знаком «-«, т.е. 3Дб
при удвоенной мощности соотносятся с -3Дб при уменьшении мощности вдвое.
Есть и другие формулы Дб; так, напряжение можно измерить по формуле
Дб=20log(В). К примеру, удвоение напряжения даст 20log2=6Дб прибавление в
громкости, что соотносится с формулой вычисления мощности,
пропорциональной квадрату напряжения, следовательно, удвоение напряжения
произведет учетверение мощности.

«SPL» — звуковое давление, единица измерения, похожая на Дб. SPL
также относительно, но всегда относительно постоянной величины 0 Дб,
которая считается нижним уровнем звукового давления, воспринимаегого
человеческим ухом. 0Дб равняется 10^-12 (10 в двенадцатой отрицательной
степени)Вт/м^2 (ватт на кв.м.). Так, когда в характеристике динамика
указано, что он производит 92Дб на расстоянии 1м при подводимой мощности
в 1Вт, вы знаете, что это значит, что он на 92Дб громче, чем 10^-12Вт/кв.м.
Вы также знаете, что удвоив мощность с 1 до 2Вт, вы прибавите 3Дб и
динамик будет производить 95Дб на расстоянии 1м. при 2Вт, 98Дб при 4Вт,
101Дб при 8Вт и т.д.

«THD» — «total harmonic distortion» — коэффициэнт гармонических искажений,
являющийся мерой того, насколько определенный компонент может искажать
сигнал. Эти величины обычно указываются в процентах. Считается, что значения
THD ниже 0.1% нельзя расслышать. Тем не менее, следует учитывать, что эти
значения складываются и если источник, эквалайзер, кроссовер,
усилитель и динамик все характеризуются, как имеющие THD «не выше 0.1%»,
то вместе они могут произвести 0.6%THD, что можно услышать в звучании.

«ОМ» — единица измерения сопротивления, показывающая, насколько прибор
будет сопротивляться току в контуре. Например, если одинаковый сигнал
при одинаковом напряжении подан на 2 динамика — один из которых имеет
сопротивление 4Ом, а второй 8 Ом — вдвое больший ток будет идти через
динамик с сопротивлением 4 Ом по сравнению с динамиком 8 Ом, который
потребует вдвое большей мощности, так как мощность пропорциональна силе тока.

Частотный диапазон устройства — это диапазон частот, в котором данное
устройство может так или иначе действовать. Действие
является характерным для устройства, о котором идет речь. Так,
частотный диапазон человеческого уха составляет приблизительно
20Гц-20кГц, что соответствует диапазону частот, воспринимаемых барабанной
перепонкой. Частотный диапазон усилителя может быть 50Гц-40кГц, а
динамика — 120Гц-17кГц. В мире автомобильного аудио
частотные диапазоны должны обычно даваться с указанием мощности, как
например (для динамика) 120Гц-17кГц +/- 3Дб. Это значит,
что при сигнале, подаваемом с частотой от 120Гц до 17кГц
выходной сигнал может варьироваться не больше, чем на 6Дб. Обычно
конечные частоты в диапазоне наиболее трудно воспроизводимы и
в этом примере частоты 120Гц и 17кГц могут характеризоваться как
«-3Дб отметки» усилителя. Когда показатель Дб не указан с
частотным диапазоном, это обычно может равняться +/-3Дб.

«Звуковая сцена» — позиция (право-лево и верх-низ), из которой, как
кажется, исходит музыка. Это в равной степени относится и к
глубине сцены. Машина, в которой динамики расположены только впереди,
скорее всего будет иметь звуковую сцену спереди, но заднего
звукового заполнения не будет хватать для воссоздания естественного
звучания. Машина с передними и задними динамиками может
иметь любую звуковую сцену от передней до задней, с сопровождающим
подзвучиванием от более «мягко» звучащих динамиков в зависимости
от уровней мощности и воспроизводимых частот. Верхнее/нижнее положение
звуковой сцены отчетливо в машинах с передним расположением
сцены. Музыка может казаться исходящей из пола, панели приборов или с
потолка, в зависимости от того, как водитель взаимодействует
с окружающим пространством.

«мостовое включение» («bridging») при мостовом включении два канала
усилителя объединяются в один новый канал. При традиционном включении
один из проводов, идущих к динамику от усилителя — нейтральный (его потенциал
по отношению к «массе» не изменяется). Другой провод («горячий») — передает
НЧ сигнал на динамик. При таком включении размах напряжения на динамике не
превышает напряжения питания за вычетом напряжения насыщения
выходного каскада.
При мостовом включении оба провода «горячие» («масса» отсутствует),
но сигнал на одном из них должен быть инвертирован, в противном
случае динамик никогда не «увидит» разность потенциалов, поскольку
оба провода получат синфазный сигнал. При инвертировании одного из
сигналов итоговый сигнал возрастет вдвое по сравнению с одиночным
сигналом.
Таким образом, если в Вашем усилителе не предусмотрен переключатель
для инвертирования одного канала, Вы не можете получить мостовое
включение без внешнего инвертора.
При мостовом включении обычно все параметры исходных усилителей
складываются. Например, при мостовом включении усилителя 50Вт/канал
на 4 Ом при К.Н.И.<0.05% Вы получите 100Вт на 8 Ом при К.Н.И. <0.10%.